Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья
«Очень важно развитие ранней помощи “особенным” детям. Чем раньше такой ребенок получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе. В идеале коррекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы.
И здесь в разной мере, последовательно изменяя процентное соотношение, обязательно должны присутствовать три услуги: медицинская, образовательная и социальная.
…Чрезвычайно важно не утратить особые принципы деятельности коррекционной педагогики, в том числе для самых маленьких» Л. И. Швецова
Проблема ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвычайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ — это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.
В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятельности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3—5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.
Все родители мечтают вырастить здорового и умного ребенка. Для этого они делают все, что только могут — кормят, одевают своего малыша, покупают ему много красивых и дорогих игрушек, стараются найти лучших специалистов для консультаций и занятий.
Именно родители — самые главные, Добрые, любящие и внимательные педагоги ребенка на протяжении всей его жизни!
Первый год жизни ребенка — это особенно важный период, когда основным источником его развития являются близкие взрослые. Чаще всего малыш видит маму и папу, иногда общается только с ними. Именно благодаря их усилиям и заботе он делает первые шаги, произносит первые слова. С каждым днем родители убеждаются, что ребенок обладает поистине огромными возможностями. В здоровом ребенке природой заложено стремление к познанию и исследованию окружающего мира. Ребенку нужно помочь развить и реализовать свои потенциальные возможности! Не нужно жалеть времени на общение с малышом. Скоро все труды принесут долгожданные плоды в виде его успехов. Не стоит ждать, пока ребенок станет старше и с ним начнут заниматься педагоги. Родители должны сами научиться правильно общаться, играть, развивать своего малыша, соблюдая разумную требовательность и настойчивость. Все, чему родители и педагоги научат ребенка, станет фундаментом его дальнейших побед.
Воспитание ребенка на первом году жизни — радостное, приятное, но очень трудное и ответственное занятие. Именно первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. В этот период в центральной нервной системе происходят стремительные изменения. Ничего подобного в последующие годы не повторится. Поэтому заботиться о нервно-психическом развитии ребенка нужно с рождения, а занятия с ребенком начинать буквально с первых недель и месяцев его жизни.
Ребенок рождается совершенно беспомощным. Единственным средством для его выживания являются находящиеся рядом близкие.
Мать и отец вносят свои особенности в общение с малышом; поэтому важно, чтобы они оба участвовали в его воспитании. Именно родители ухаживают за малышом, общаются с ним, знакомят его с миром людей и предметов, делают его жизнь приятной и интересной. Важно окружать его любовью, теплом, спокойствием и доброжелательностью, организовывать соответствующий возрасту и состоянию здоровья малыша распорядок дня, последовательную смену режимных моментов, чередуя сон, питание и бодрствование в целях гармоничного психофизического развития.
Показатели развития к 1 году 6 месяцам:
Познавательное развитие
Зрительное восприятие: рассматривает и узнает предметы и игрушки. Различает знакомые предметы и игрушки на однопредметных картинках. Трогает руками собственное отражение в зеркале.
Слуховое восприятие: смотрит в сторону называемого близкого человека. Адекватно реагирует на просьбы взрослого.
Деятельность: Идет усвоение назначения и способа употребления окружающих предметов, то есть осуществляет предметные действия (ставит кубик на кубик; снимает кольца со стержня пирамидки и надевает; катает машинку).
Социальное развитие
Охотно вступает в эмоциональный контакт. Имитирует действия взрослого с предметами быта («говорит» по телефону, нажимает на пульт телевизора). Помогает убирать игрушки. Подносит ложку ко рту, самостоятельно снимает обувь.
Речевое развитие
Импрессивный словарь (понимание обращенной речи) ребенка быстро растет, легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением. Малыш по звуковому облику слова выделяет близких, понимает названия многих часто называемых предметов, игрушек, действий; выполняет простые речевые инструкции и разученные ранее действия. К полутора годам связи между предметом и
словом в сознании ребенка становятся более прочными. Он начинает точнее обобщать предметы, группирует по просьбе взрослого однородные объекты; начинает выполнять действия только по слову, без наглядного подкрепления (показом).
Активный словарный запас постепенно приближается к 30—40 словам, среди них много лепетных, облегченных слов (ма-ма, па-па, ба-ба, ля-ля, ам-ам, би-би). Ребенок изъясняется номинативными предложениями. При этом .(‘продолжает много и эмоционально лепетать. Легко подражает часто слышимым звукосочетаниям. Словами пользуется в основном в момент сильной заинтересованности, удивления, радости, дополняя их выразительными жестами, мимикой, интонациями. Некоторые слова начинают принимать обобщенный характер.
Физическое развитие
Общая моторика: Ходит самостоятельно. При ходьбе часто перебирает ножками (почти бегом). Изменяет положение тела при ходьбе — присаживается, наклоняется, поворачивается. Залезает на предмет и слезает с него.
Функции рук: Хватает мелкие предметы вытянутым указательным и большим пальцами. Стучит двумя предметами друг о друга. Вынимает предметы из ящика и кладет их обратно. Переворачивает страницы в книге.
Показатели развития к 2 годам
Познавательное развитие
Зрительное восприятие: Соотносит (сличает) игрушку и предметную картинку («дай такой»). Сличает предметы по цвету, величине, форме.
Слуховое восприятие: Хорошо слышит, реагирует и различает звуки окружающей действительности.
Деятельность: Использует предметы по функциональному назначению. Выполняет соотносящие действия (с матрешкой, кубиками-вкладышами), а также процессуальные действия.
Социальное развитие
Наблюдает за другими детьми, вовлекается в параллельную игру. Самостоятельно ест твердую пищу. Формируются навыки опрятности. Учится контролировать физиологические потребности. Частично одевается (натягивает шапку).
Речевое развитие
Ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкрепленную ситуацией. Ему доступен смысл целых предложений о событиях и явлениях из его личного опыта. К двум годам малыш способен понять небольшой рассказ без иллюстраций, что свидетельствует о более прочной связи слов с обозначаемыми ими предметами и действиями. Начинает возникать словесная регуляция его деятельности.
Ребенок интенсивно овладевает активной речью. Чувственный опыт, накопленный ранее, постепенно начинает переводиться в речевой план. Активный словарь употребляемых слов быстро растет и к концу второго года жизни увеличивается до 300—400 слов. На смену облегченным словам приходят общеупотребительные. Ребенок часто повторяет за взрослыми слова и фразы, как осознанно, так и механически. При общении он начинает использовать простые фразы (сначала из двух, а потом из трех слов). Слова претерпевают грамматические трансформации. Речь ребенка эмоциональна и интонационно более выразительна, она становится средством общения, а также выполняет сопроводительную функцию в процессе жизнедеятельности.
Физическое развитие
Общая моторика: Совершенствуется чувство равновесия. Перешагивает через препятствия. Ходит по лестнице приставным шагом, держась за перила. Бьет ногой по мячу. Сидит на корточках. Залезает на горку. Встает на цыпочки, делает несколько шагов на носочках.
Функции рук: Надевает кольца на стержень. Строит башню из четырех кубиков. Крутит ручку музыкальной шкатулки. Разрывает бумагу. Откручивает и закручивает крышку флакона. Вставляет шнур в отверстие крупной бусины.
Показатели развития к 2 годам 6 месяцам
Познавательное развитие
Зрительное восприятие: Рассматривает сюжетные картинки. Выделяет (выбирает) по слову и называет предметы по цвету, форме, величине. Складывает пирамидку по образцу. Конструирует из кубиков по подражанию. Подбирает по образцу основные геометрические фигуры в разнообразном материале.
Слуховое восприятие: Хорошо слышит шепотную речь и адекватно реагирует на нее. Любит слушать стихи, сказки, песенки.
Деятельность: Переносит усвоенный способ действия на новые предметы. Воспроизводит ряд игровых действий. Формируется конструктивная деятельность
Социальное развитие
Охотно вступает в контакт со сверстниками. Поддерживает элементарный диалог. При общении с посторонними проявляет различную ре-
акцию. Осваивает свою собственность. Выполняет простую работу по дому. Контролирует физиологические потребности. Моет и вытирает руки. Умеет одеваться.
Речевое развитие
Интенсивно развивается понимание обращенной к ребенку речи. Теперь с малышом можно обсуждать не только события, происходящие в данный момент времени, но и прошлые, а также будущие. Он начинает понимать смысл предложений, раскрывающих эти события. Постепенно речь становится не только средством общения со взрослым в самых различных ситуациях, но и важнейшим средством познания окружающего мира. Успешно развивается умение обобщать предметы по существенным признакам.
Ребенок легко повторяет и усваивает новые слова, словосочетания, предложения. У него развивается способность выражать словами свои чувства, мысли, впечатления. В речи все чаще появляются вопросы («Почему? Когда? Где? Зачем? Кто пришел? Куда пойдем?»). Это говорит о том, что ребенок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между предметами в различных ситуациях. Увеличивается количество слов в предложении, но сложные предложения не всегда верно грамматически построены. Речь ребёнка становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми. Начинает развиваться планирующая функция речи, когда ребенок вербализует свои дальнейшие действия. В речи отражается большой спектр эмоций, который постоянно расширяется.
Физическое развитие
Общая моторика: Хорошо бегает. Может подпрыгнуть на месте на двух ногах. Перелезает через препятствие. Может кататься на трехколесном велосипеде.
Функции рук: Рисует горизонтальные, вертикальные линии, круг; строит башню из восьми кубиков; делает несколько надрезов ножницами; делает колбаску из пластилина; бросает теннисный мячик, подняв руку над головой; складывает лист бумаги, сгибая его посередине.
Показатели развития к 3 годам
Познавательное развитие
Зрительное восприятие: Соотносит, выбирает и называет предметы по цвету, форме, величине. Складывает разрезную картинку.
Слуховое восприятие: По издаваемому звуку предметов, называет объекты, находящиеся вне поля зрения (лай собаки, шуршащая бумага).
Социальное развитие
Способен осуществлять более сложные коммуникативные акты: соблюдать правила игры, выполнять более сложные инструкции взрослого. Появляются первые навыки различного стиля общения со взрослыми и сверстниками. Осознает свой пол. Ориентируется в быту. Контролирует туалет в течение дня. Застегивает пуговицы, кнопки.
Речевое развитие
Развивается способность понимать рассказы взрослых о событиях и явлениях, которые не были пережиты самим ребенком, но отдельные элементы которых ранее непосредственно им воспринимались.
В активный словарь ребенка входят все части речи, кроме причастий и деепричастий. Словарь интенсивно обогащается и к концу третьего года достигает 1 200—1 500 слов. Ребенок может говорить сложными фразами, при этом появляются придаточные предложения, часто аграмматичные. Отвечая на вопросы взрослого, малыш может рассказать об увиденном несколькими отрывочными предложениями, передать содержание ранее услышанных сказки или рассказа, как по картинке, так и без нее. Он может воспроизвести содержание речи взрослого, непосредственно к нему не обращенной. Обычно ребенок легко воспроизводит услышанные стихи и песенки.
Физическое развитие
Общая моторика: Ходит по лестнице переменным шагом без опоры. Бежит с координацией «рука-нога». К 3 годам подпрыгивает на одной ноге.
Функции рук: Ловит мяч обеими руками с близкого расстояния. Нанизывает бусины на шнур. Режет ножницами; наклеивает картинку на бумагу.
У детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть нарушены различные «линии развития» — познавательное, социальное, речевое и физическое развитие. Это крайне неоднородная группа детей. При этом могут отмечаться многовариантные разноуровневые специфические сочетания нарушений различных функциональных систем.
Очень важно следить за темпом психомоторного развития ребенка. Для своевременного обнаружения отставания в развитии следует сравнивать достижения малыша с возрастными нормативами (см. «Календарь развития ребенка»).
Психомоторное развитие детей, которые родились с проблемами здоровья, может не соответствовать указанным в календаре показателям. Не следует очень сильно паниковать. Выявленные проблемы в развитии часто могут быть устранены с помощью своевременного создания специальных развивающих условий среды, применения особых методов и приемов воспитания. Важно вовремя обратиться за помощью к педиатру, неврологу, врачу лечебной физкультуры, а также специальному педагогу.
При наблюдении за темпом общего развития ребенка необходимо помнить, что своевременное появление тех или иных возрастных достижений развития зависит от целого ряда факторов:
- общего состояния здоровья малыша;
- полноценного систематического эмоционального общения взрослого с ребенком;
- наличия развивающих условий предметно-пространственной среды;
- соответствия режима дня и педагогической нагрузки возрасту и индивидуальным особенностям здоровья и психики ребенка;
- продуманной организации детской активности в период бодрствования.
Родителям очень полезно вести «Дневник развития» ребенка, в котором можно делать записи и пометки о его успехах, достижениях, а также проблемах малыша.
Не все дети имеют одинаковые темпы психомоторного развития. На каждом возрастном этапе одни линии развития формируются быстрее, а достижения в других могут запаздывать. Небольшое отставание в развитии определенных умений по сравнению с нормативами развития ребенка часто может не являться симптомом заболевания или отклонения. Однако необходимо зафиксировать этот факт и уделить особое внимание активному применению средств педагогического воздействия для активизации темпа психического развития.
При отсутствии положительной динамики в общем развитии ребенка в течение месяца показано обследование ребенка у специалистов: педиатра, невролога и специального педагога. С их помощью обнаруживается причина отставания, определяются пути восстановления здоровья и темпа психомоторного развития. Специальный педагог (дефектолог) в процессе психолого-педагогической диагностики определит структуру и степень выраженности нарушений развития у ребенка (по основным «линиям развития»). Он выявит уровень актуального развития, его соответствие паспортному возрасту ребенка, а также потенциальные возможности развития. Специалисты дадут родителям советы по преодолению не только возникших психолого-педагогических, но и медицинских проблем (назначат и проведут курс массажа, лечебной физкультуры, медикаментозное лечение и т. д.).
Признаки отставания в социально-эмоциональном развитии
- Ребенок не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на лице матери (смотрит как бы «сквозь»);
- остается пассивным и безразличным в ответ на эмоциональное общение с ним близкого взрослого;
- трудности приспособления к рукам матери;
- задержка в появлении улыбки и/или отсутствие ее направленности на близкого взрослого;
- не испытывает интереса к лицу матери и других близких взрослых, не смотрит в глаза, отводит свой взгляд от лица взрослого, не различает выражения лица матери;
- имеет выраженное своеобразие в формировании привязанности (сверхсильная привязанность к одному лицу, кратковременное выделение одного лица при резком неприятии остальных членов семьи);
- не умеет выражать собственное эмоциональное состояние;
- не откликается на обращение близких взрослых.
При наличии вышеперечисленных особенностей социально-эмоционального развития у детей необходимо обратиться к педиатру, неврологу, специальному педагогу, психологу.
Признаки отставания в развитии зрительного восприятия
- Ребенок не закрывает, щурит глаза при ярком источнике света;
- не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на предмете, лице взрослого;
- не прослеживает взором за движением игрушек и предметов или следит фрагментарно (после 3 месяцев);
- поведение и мимика ребенка не меняются при виде матери и близких людей (не появляется реакция оживления в ответ на ласковый разговор близких);
- не испытывает интереса к игрушкам, предметам, своим рукам, не изучает их взглядом;
- у ребенка отмечается неодинаковое движение глазных яблок (вправо, влево, вверх, вниз).
При наличии вышеперечисленных особенностей формирования зрительных ориентировочных реакций и зрительного восприятия у детей необходимо обратиться к педиатру, офтальмологу, специальному педагогу (тифлопедагогу).
Признаки отставания в развитии слухового восприятия
- У ребенка не отмечается моргание, вздрагивание на неожиданный резкий громкий звук;
- не наблюдается или слабо выражено слуховое сосредоточение;
- не отмечается поиск невидимого источника звука (после 3 месяцев), ребенок не поворачивает голову в сторону раздражителя (после 4 месяцев);
- одинаково реагирует на все звуки окружающей среды, не узнает голоса матери;
- не появляется лепет, голосовые модуляции, изменение интонации голоса, отсутствует подражание голосу взрослого (после 6 месяцев);
- ребенок не начинает понимать обращенную к нему речь: не находит по слову близких предметы, не выполняет простые действия (после 9—10 месяцев).
При наличии вышеперечисленных особенностей формирования слуховых ориентировочных реакций и слухового восприятия у детей необходимо обратиться к педиатру, отоларингологу, специальному педагогу (сурдопедагогу).
Признаки отставания в двигательном развитии
- Ребенок не овладевает произвольными движениями: в положении лежа на животе не поднимает голову, не удерживает ее (после 3 месяцев) или удерживает голову непродолжительное время; не опирается на руки (руки под грудью);
- не может свободно поворачивать голову в разных направлениях;
- имеет вынужденное положение головы (только в одну сторону);
- не может самостоятельно изменить положение тела или испытывает трудности при этом (не поворачивается на бок и на живот) после 6 месяцев;
- не ползает после 7 месяцев, самостоятельно не сидит (сидит только с поддержкой) после 8 месяцев;
- не стоит самостоятельно или стоит на пальцах ног, а не на полной стопе; не передвигается у опоры к 12 месяцам;
- не может захватить игрушку, держит кулачки сжатыми;
- не может удержать игрушку и выполнить простые манипуляции с ней (после 5 месяцев);
- совершает с игрушкой только простые, стереотипные манипуляции (после 9—10 месяцев).
При наличии данных особенностей в двигательном развитии у детей необходимо обратиться к неврологу, врачу и инструктору лечебной физкультуры, ортопеду, специальному педагогу, логопеду.
Признаки отставания в познавательном развитии
- Ребенок не испытывает потребность в контакте с близкими взрослыми: не изменяет поведения на руках у взрослого, не успокаивается при звучании голоса матери;
- в ответ на эмоциональное общение взрослого с ребенком отсутствует улыбка или она вызывается с трудом; эмоциональные реакции (после 3 месяцев жизни) остаются бедными, маловыразительными;
- «комплекс оживления» не появляется (к 3 месяцам) или возникает редко и на непродолжительное время;
- не изучает окружающие его предметы взглядом, остается пассивным в период бодрствования;
- не различает близких и чужих людей;
- отсутствует потребность во взаимодействии со взрослым, стремление к подражанию его действиям с предметами;
- нет потребности самостоятельного изучения окружающего;
- действует с игрушками однообразно, не учитывает их назначения и свойства: стучит, трясет, тянет в рот, сосет, бросает (после 9 месяцев).
При наличии вышеперечисленных особенностей познавательного развития у детей необходимо обратиться к неврологу, специальному педагогу (дефектологу), психологу.
Признаки отставания тв доречевом развитии
- У ребенка крик отсутствует или он слабый, непродолжительный, однообразный (в первые недели и месяцы жизни); отсутствуют голосовые реакции или они бедные, однообразные; звуки, издаваемые ребенком, тихие, нечеткие, с носовым оттенком;
- ребенок плохо сосет, во время сосания молоко подтекает из угла рта;
- отмечается более позднее начало дифференцированных голосовых реакций и их неполноценность; гуление отсутствует или проявляется на более поздних сроках; наблюдаются бедность его интонационной выразительности и однообразие звуков (к 4 месяцам);
- лепет отсутствует или редкий, без четкой интонационной выразительности, звуки однообразные, монотонные, ребенок не повторяет слоги (после 6 месяцев);
- не появляется подражательная голосовая активность или она крайне низкая; ребенок не произносит отдельных лепетных слов (соот- несенно) и звукоподражаний (к году).
- Социально-коммуникативное развитие детей
Задачи социально-коммуникативного развития в раннем возрасте:
- Развитие различных форм общения и взаимодействия ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический, речевой контакт, включение ребенка в практическое сотрудничество). Формирование готовности к совместной деятельности и общению со сверстниками.
- Формирование эмоциональной отзывчивости детей, сопереживания, воспитание у них доброжелательного отношения к близким.
- Формирование навыков самообслуживания и опрятности.
От 1 года до 1 года 6 месяцев
- Учить эмоционально по-разному реагировать на знакомого или незнакомого взрослого.
- Учить подражать невербальным средствам общения взрослых (мимике, выразительному взгляду, движениям) и использовать их, дополняя ими собственную речь. Стимулировать появление социально значимых мимики и жестов (махать рукой, хмурить брови, целовать).
- Учить радоваться получению результата от предметных действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
- Учить проявлять интерес к действиям и играм других детей.
- Учить пить из чашки и держать ложку в кулачке, доносить до рта густую пищу с помощью взрослого. Вытирать руки, лицо полотенцем после умывания. Формировать умение проситься на горшок; отрицательно относиться к нарушению опрятности.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
- Учить проявлять яркие эмоции при общении с близкими (мимика, выразительный взгляд, движения). Учить при общении с взрослым и сверстниками использовать эмоционально окрашенные возгласы (звукоподражания и лепетные слова) для привлечения внимания.
- Развивать взаимодействие с окружающими: обращаться к взрослому в затруднительных ситуациях, вступать в контакт с ровесниками. Наблюдая за другими детьми, вовлекаться в параллельную игру.
- Учить сопровождать предметные и игровые действия мимикой, «высказываниями»; адекватно относиться к указаниям: «Собери игрушки», «Это можно», «Этого нельзя», «Хорошо», «Плохо».
- Имитировать работу по дому, демонстрируя функциональные действия.
- Учить самостоятельно пить из чашки, есть густую и полужидкую пищу с небольшой помощью взрослого. Учить самостоятельно раздеваться (снимать шапку, носки, обувь) и частично одеваться (натягивать шапку, вдевать ноги в туфли). Учить умываться (тереть ладони, лицо), вытираться полотенцем с помощью взрослого. Контролировать физиологические потребности (заранее сообщать взрослому характерным жестом или словом).
От 2 лет до 2 лет 6 месяцев
- Учить привлекать внимание взрослого или ребенка в процессе общения.
- Учить различать эмоциональные состояния человека. Учить познавать окружающее через свои эмоциональные ощущения («больно», «горячо», «холодно», «красиво»).
- Играть возле детей, время от времени вступая с ними в контакт; соблюдать очередность под руководством взрослого. Учить играть рядом со сверстниками одинаковыми игрушками. Отстаивать свою собственность.
- Помогать в простой работе по дому.
- Учить самостоятельно пить из чашки, не проливая; есть ложкой полужидкую и жидкую пищу (с небольшой помощью взрослого). Учить снимать штанишки и кофту; расстегивать кнопки, застежку «молния», большие пуговицы; обувать ботинки, надевать носки, трусы, штаны (с небольшой помощью взрослого). Знать место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей. Обращать внимание на грязное лицо, руки. Контролировать свой стул; показывать жестами или словами, что хочет в туалет.
От 2 лет 6 месяцев до 3 лет
- Учить эмоционально положительно относиться к развлечениям, играм.
- Развивать эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях. Учить эмоционально предвосхищать результаты собственных действий и действий взрослого.
- Формировать тактильно-эмоциональные и речевые способы выражения привязанности. Учить сопереживать, сочувствовать плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относиться к животным, растениям (по примеру взрослого, по собственной инициативе).
- Учить избегать опасности.
- Учить выполнять простую работу по дому.
- Учить самостоятельно пить и есть любую пищу. Раздеваться полностью, включая пуговицы и «молнию»; одеваться с небольшой помощью взрослого. Учить пользоваться носовым платком (при напоминании). Контролировать свой стул, ходить в туалет под руководством взрослого, спускать воду в туалете.
- Познавательное развитие
Задачи познавательного развития в раннем возрасте:
- Формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, развитие интересов детей, целенаправленности и настойчивости действий.
- Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, тактильно-кинестетического восприятия); расширение и обогащение сенсорного опыта детей. Формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, количестве).
- Формирование предметной деятельности в процессе освоения соотносящих и орудийных действий, а также предпосылок игровой деятельности, способности произвольно включаться в деятельность.
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Развитие интереса к окружающему миру, знаний об окружающем, понимания обращенной речи.
- Формирование наглядно-действенного мышления.
От 1 года до 1 года 6 месяцев
- Формировать познавательный и игровой интерес.
- Формировать операции сравнения на уровне сличения: цвета предметов, одинаковых по форме и величине; двух форм («мяч», «кубик») предметов, одинаковых по цвету и величине; двух контрастных величин (большой-маленький) предметов, одинаковых по цвету и форме.
- Формировать выполнение предметных (взаимосвязанных прямых и обратных) действий с дидактическими игрушками: снятие и нанизывание на стержень пирамидки из 5—6 больших колец без учета величины; разбирание и собирание игрушки из двух частей (матрешка, бочонок, яйцо).
- Учить вкладывать квадратные и круглые вкладыши большого размера в соответствующие отверстия доски форм (совместными действиями).
- Учить решать несложные практические задачи.
- Учить строить башню из 3—4 кубиков, домик из кубика и призмы.
- Учить правильно использовать предметы в зависимости от ситуации. Формировать подражание действиям взрослого («стирать», как мама; «читать», как папа).
- Учить тянуть машинку за веревочку, толкать, катать.
- Учить рассматривать предметные картинки вместе со взрослым, показывать (выделять по слову) и по возможности называть изображенные предметы и лица («Покажи, где …?», «Кто это?», «Что это?»).
- Формировать представление о неизменности существования предмета: находить частично спрятанную игрушку, полностью спрятанную игрушку.
- Учить убирать препятствия, мешающие достичь желанной игрушки.
- Привлекать внимание детей к предметам, сделанным из разных материалов, издающим различное звучание (тихое и громкое), в том числе разнотембровым музыкальным игрушкам.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
- Формировать ориентировку на уровне сличения, выделения по слову, по возможности — называния: в 2—4 цветах (красный, желтый, зеленый, синий); в 2—3 контрастных формах (шар — куб, кубик — кирпич, шар — призма — кирпич); в 2—3 величинах (большой, маленький).
- Учить выполнять предметные действия с дидактическими игрушками:
- учить собирать пирамидку из 2 (потом из 3) колец контрастных размеров на стержне с помощью взрослого после показа, затем самостоятельно;
- развивать элементарные соотносящие (продуктивные) действия при формировании умения разбирать и собирать двухместные (далее трехместные) дидактические игрушки (матрешку и другие вкладыши) после показа;
- учить подбирать соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух, затем из трех форм; подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квадратной, треугольной) совместными действиями, показом.
- Обучать функциональному назначению игровых и бытовых предметов. Учить подражать функциональным действиям близкого взрослого. Учить самостоятельно воспроизводить действия с предметами, разученные ранее; одинаковые действия с разными игрушками. Формировать выполнение процессуальных действий с сюжетными игрушками (баюкать куклу, катать машину).
- Учить подбирать однородные предметы к образцу.
- Конструировать по образцу из 2 элементов (подражая взрослому, выполнять простые постройки из строительного материала, палочек). Складывать разрезную картинку из 2 частей.
- Учить находить предметы на картинке, показывать, используя указательный жест. Подбирать к картинкам соответствующие предметы. Развивать понимание простого сюжета на картинке. Отвечать на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?».
- Продолжать знакомить с предметами, издающими различные звуки.
От 2 лет до 2 лет 6 месяцев
- Расширять дифференцировку цвета, формы, величины предметов. Сличать, выделять по слову и называть цвет, форму, величину предметов: ориентироваться в 4—5 цветах; соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец; ориентироваться в четырех величинах одного предмета (большой — маленький — поменьше — побольше).
- Учить собирать одноцветные пирамидки из 4—5 колец, располагая их по убывающей величине (с помощью взрослого); разбирать и собирать трехместную матрешку и кубики-вкладыши.
- Учить подбирать и вкладывать различные по форме вкладыши в соответствующие отверстия доски форм («почтовый ящик»).
- Раскладывать однородные предметы в зависимости от их цвета, формы, величины.
- Конструировать по образцу из 3 элементов; учить воспроизводить несложные постройки после показа по образцу. Складывать разрезную картинку из 3 частей.
- Формировать выполнение процессуальных действий с сюжетными игрушками (нагружать кубики в кузов машины и разгружать их; качать и катать коляску с куклой).
- Приучать класть или ставить предмет в нужное место.
- Раскладывать парные карточки по соответствующим картинкам (типа «Лото»).
- Указывать на отдельные элементы рисунка в книжке, соотносить предметную картинку и ее изображение на сюжетной картинке.
От 2 лет 6 месяцев до 3 лет
- Совершенствовать дифференцировки при действиях с предметами и дидактическими игрушками, постепенно переходя от практических проб, затем к примериванию и далее к действиям в мысленном плане. Учить использовать имеющийся опыт, действовать по представлению.
- Развивать умение сортировать предметы по цвету (4— 6 вариантов); закреплять практическое умение действовать с предметами различных форм и размеров.
- Учить собирать разноцветную пирамидку из 4—5 колец самостоятельно после показа, 4-местную матрешку, кубики-вкладыши.
- Выстраивать по росту однородные предметы.
- Продолжать обучение подбирать и вкладывать различные по форме вкладыши в соответствующие отверстия доски форм («почтовый ящик»).
- Формировать выбор предмета с ориентировкой на 2 свойства одновременно.
- Конструировать по образцу: строить несложные сооружения из 4—5 деталей конструктора, складывать разрезную картинку из 3—4 частей.
- Учить видеть сюжет картинки («Что девочка кушает?», «Что мальчик надевает?», «На чем девочка катается?»).
- Учить объединять предметы и картинки в пары по функциональному признаку из 2 вариантов («Чем играют?», «Что едят?»).
- Развивать предметно-игровые действия (элементы сюжета: причесывание, раздевание и одевание куклы, укладывание ее спать; строительство гаража для машины).
- Учить распознавать вес, фактуру, температуру предметов (тяжелый-легкий, холодный-горячий).
- Формировать у детей элементарные математические представления: познакомить с понятиями «один — много»; учить различать количество предметов «много» и «один», «много» и «мало»; формировать группы однородных предметов.
- Речевое развитие
Задачи речевого развития в раннем возрасте:
- Развитие понимания обращенной к ребенку речи.
- Формирование собственной речевой активности, учитывая этапы речевого развития (лепетные, общеупотребительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2—3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нарушенная фраза, развернутая фраза с лексико-грамматическими недостатками). Поэтапное развитие лексического и грамматического строя речи, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
- Развитие потребности в речевом общении, формирование любых невербальных и вербальных средств коммуникации (жестовых, мимических, голосовых, звукопроизносительных, речевых). Овладение речью как средством общения.
От 1 года до 1 года 6 месяцев
Развитие понимания обращенной к ребенку речи:
- Учить понимать названия знакомых игрушек, часто употребляемых окружающих предметов обихода; знать имена близких взрослых. Учить понимать и по слову взрослого находить и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды. Учить понимать и показывать по просьбе взрослого некоторые части лица (рот, глаза, уши) и тела (руки, ноги, голову) у себя, у взрослого, у образной игрушки. Учить понимать слова, обозначающие действия и некоторые простые бытовые ситуации (раздеваться, одеваться, умываться, гулять, сидеть, лежать, качать).
- Обучать выполнять по просьбе взрослого разученные ранее действия («ладушки», «до свидания», «понюхай цветочек», «покачай лялю», «поцелуй маму», «птички летают»). Учить детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает свои действия, показ игрушек (кукла идет «топ-топ», зайка скачет «прыг-прыг», машина гудит «би-би»). Выполнять простые речевые инструкции и поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: дай, найди, принеси, пей, ешь.
- Учить слушать и понимать простые потешки, стихи, песенки.
Развитие активной речи:
- Учить произносить звукоподражания (имитировать звуки по просьбе взрослого — «лаять», «пищать», «гудеть», «каркать»). Учить произносить лепетные (облегченные), легкие по звуковому составу слова, соотнося их с близкими взрослыми, предметами, действиями по подражанию, по просьбе взрослого. Стимулировать соотнесенное употребление слов и звукоподражаний (в индивидуальном произношении): в момент радости, при удивлении, при констатации знакомых явлений, в процессе двигательной активности, в процессе выполнения предметных действий.
- Стимулировать замену облегченных слов общеупотребительными (полными). Совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями известных часто выполняемых действий (спи, иди, упал, возьми, катай, качай, подними, ползи, беги).
- Учить детей отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что это?» (в реальной ситуации и по картинке).
- Учить произносить по подражанию простые фразы из двух слов, связывая два облегченных слова в предложение («да пи» — «дай пить»; «утя кя-кя» — «утка кря- кря»; «зая пыг-пыг» — «зайка прыгает»). Формировать умение выражать просьбы, желания, впечатления короткими предложениями из 2, потом из 3 слов. Учить подражать часто слышимым словам, фразам взрослого.
- Учить детей сопровождать речь мимикой, жестами, движениями, имеющим значение дополнительного слова. Развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с помощью доступных речевых средств.
- Учить называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении, а также в действии.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
Развитие понимания обращенной к ребенку речи:
- Расширять запас понимаемых слов. Учить показывать на предметы и игрушки по просьбе взрослого. Закреплять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение. Называть детям цвет предметов (красный, желтый, зеленый, синий), размер (большой, маленький), форму (кубик, шар, кирпичик, крыша-призма). Учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает, прыгает), голосовые реакции (мяукает, лает, гогочет), способы передвижения человека (идет, бежит), его действия (стирает, моет, подметает).
- Учить названия частей лица и тела, показывать их.
- Учить понимать смысл предложений. Учить выполнять более сложные речевые инструкции и знакомые бытовые действия по просьбе взрослого («помоги маме», «обними бабушку», «пожалей папу»); выполнять двухступенчатую инструкцию («возьми зайку и отнеси маме»; «подними куклу и покачай ее»; «нагрузи кубики в машину и отвези их в гараж»).
- Помогать детям запоминать и выполнять цепочку разворачивающихся действий (взять мыло, вымыть руки с мылом и вытереть их и др.).
- Уметь выбирать из нескольких (2—3) предметов или картинок то, что нужно: постепенно учить выполнять просьбу: «Дай мне … и …!». Уметь выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояние: «Дай большой мяч», «Возьми красный кубик», «Поставь на стол чистую чашку».
- Показывать на себя в ответ на вопрос: «Где (имя ребенка)?».
- Понимать значение предлогов на, под, в.
- Развивать понимание короткого рассказа о знакомых событиях.
- Учить различать неречевые звуки (бубен, колокольчик).
Развитие активной речи:
- Стимулировать и поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребительными (вместо ав-ав — собака, мяу-мяу — киса, га-га — гусь, би-би — машина, ля-ля — кукла). Учить правильно произносить общеупотребительные слова. Учить обозначать словом свои или чьи-либо действия.
- Расширять активный словарь детей: учить называть предметы, их назначение, состояние людей, использовать существительные, глаголы, прилагательные; правильно употреблять местоимения (я, ты, мне), наречия (там, туда), предлоги (в, на, под).
- Формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинке; узнавать и называть на картинке людей разного пола и возраста, а также их действия.
- Учить использовать в общении простые фразы из 2—3 облегченных или общеупотребительных слов. Развивать потребность детей в речевом общении.
- Учить подражать часто слышимым словам, фразам взрослого. Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух — трех слов. Учить детей отвечать простой фразой на понятные вопросы взрослого: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (в реальной ситуации и по картинке).
- Учить договаривать последние слова знакомых стихов и песенок.
- Побуждать обращение к взрослым и сверстникам («попроси», «поблагодари», «предложи», «посмотри, кто пришел и скажи мне»).
От 2 лет до 2 лет 6 месяцев
Развитие понимания обращенной к ребенку речи:
- На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание обращенной речи. Учить понимать слова, обозначающие состояние (чистый, грязный), местоположение предмета (здесь, там, высоко, низко), временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения; способы питания (клюет, лакает, грызет), а также слова, характеризующие его настроение, состояние (испугался, плачет, смеется).
- Формировать обобщенные представления о предметах и действиях. Учить узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и желтый); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, зайку, собачку).
- Приучать детей внимательно слушать и воспринимать рассказ взрослого (педагога). Учить понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях «о том, что делал на прогулке».
- Учить названия частей лица и тела (около 10) и показывать их по просьбе взрослого.
- Уметь выбирать по слову взрослого из 2—8 предметов или картинок с изображением продуктов, животных, мебели, одежды. Учить выполнять просьбу: «Дай мне … и …!» (2 предмета из 4 и из тех, что находятся в комнате).
- Выполнять по слову взрослого разные действия с предметами; имитировать действия людей и движения животных («походи как медвежонок», «попрыгай как зайчик»). Уметь выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния: выбрать длинный или короткий, твердый или мягкий предмет.
- Постепенно учить выполнять 2—3 поручения (возьми, отнеси, положи).
- Учить отбирать из группы предметов одинаковые: «такой же», «не такой», «одинаковые».
- Развивать грамматический строй речи: распознавать множественное число существительных; различать притяжательные местоимения; распознавать частицу не; различать местоимения его, ее, я, ты. Понимать предложно-падежные конструкции с предлогами «из», «за», «у», «с».
- Учить различать высоту голоса, речевые звуки («кто тебя позвал?»).
Развитие активной речи:
- Развивать активный словарь детей, обогащать его:
- существительными, обозначающими названия игрушек (кукла, утка, собака, зайка, мяч), предметов личной гигиены (полотенце, расческа), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка), транспортных средств (машина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей.
- глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, гладить, подметать, лечить поливать); действия, противоположные по значению (открывать-закры- вать, снимать-надевать, брать-класть); действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), эмоциональное состояние людей (плакать, смеяться, радоваться);
— прилагательными, обозначающими цвет, форму, величину, вкус, температуру предметов (красный, зеленый, сладкий, кислый, горький, холодный, горячий).
- Способствовать развитию речи, как средства общения. Стимулировать речевое общение со сверстниками и взрослыми, давая детям разнообразные поручения («Загляни в раздевалку и позови тетю Машу», «Попроси Таню дать тебе машинку»).
- Учить называть предметы и действия на картинке (по просьбе взрослого, самостоятельно).
- Стимулировать детей употреблять усвоенные слова и фразы в самостоятельной речи.
- Учить детей задавать вопросы.
- Учить договаривать четверостишия в знакомых стихах, подпевать.
От 2 лет 6 месяцев до 3 лет
Развитие понимания обращенной к ребенку речи:
- Учить ребенка слушать и понимать задаваемые ему вопросы.
- Учить слушать и понимать небольшой рассказ о знакомых событиях без наглядного сопровождения, понимать простые («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы («во что одет?», «что везет?», «на чем едет?», «почему девочка плачет?»).
- Учить выбирать из нескольких предметов или картинок необходимые: отбирать предметы, относящиеся к понятию «игрушки», «пища», «животные», «одежда», «мебель», «посуда», «фрукты».
- Учить выполнять сложные речевые инструкции. Учить выполнять по просьбе взрослого инструкции, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояние (выбирать длинный и короткий, твердый и мягкий предмет).
- Развивать грамматический строй речи: учить различать единственное и множественное число глаголов; понимать префиксальные отношения (глаголы с различными приставками); предложно-падежные конструкции с предлогами — «по, до, над, через, около, перед».
Развитие активной речи:
- Учить употреблять прилагательные, местоимения, предлоги, наречия. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, под, у, за, из, с).
- Учить детей использовать в речевом общении фразовую речь. По просьбе взрослого повторять несложные фразы, состоящие из 2—4 слов.
- Развивать диалогическую форму речи детей: учить отвечать на вопросы взрослого, а также задавать вопросы, употреблять некоторые вопросительные слова («кто?», «что?», «где?», «почему?).
- Учить сопровождать речью предметно-игровые и бытовые действия.
- Учить рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событиях из личного опыта.
- Учить договаривать и произносить целые четверостишия в знакомых стихах, подпевать.
- Развивать фонетический строй речи. Учить отчетливо произносить изолированные гласные и согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных), правильно воспроизводить звукоподражания, слова и несложные фразы (из 2—4 слов). Развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, голос, просодику, слуховое внимание.
- Физическое развитие
Задачи физического развития в раннем возрасте:
- Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, полноценного физического развития, организации рационального режима дня (питания, сна, предметной деятельности, психологического комфорта, закаливания организма).
- Стимуляция общей двигательной активности, развитие основных движений (ходьбы, лазанья, бега, прыжков), сохранение устойчивого положения тела, координации движений, ориентировки в пространстве, формирование чувства «схемы собственного тела», соотнесения своих движений с окружающими предметами и движениями других детей и взрослых, чувства ритма.
- Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно-моторной координации, манипулятивных функций.
- Развитие артикуляционной моторики.
От 1 года до 1 года 6 месяцев
- Развитие общей моторики: учить ходить самостоятельно (прямо); устойчиво стоять, приседать, наклоняться, поворачиваться, пятиться; перешагивать через препятствия на полу; подниматься на лесенку детской горки приставным шагом с поддержкой ; учить ходить по доске, лежащей на полу; самостоятельно садиться на стул, скамеечку; спускаться с лестницы приставным шагом с поддержкой.
- Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: учить поднимать руки вперед, вверх, в стороны, отводить за спину (стоя, сидя, лежа); учить бросать мяч вниз; учить шевелить пальцами, вращать кистями рук; при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой (в «клещи»); захватывать предмет «грабельками», «щепотью», «пинцетом».
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
- Развитие общей моторики: учить хорошо самостоятельно ходить (прямо, по кругу, огибая предметы); подниматься по лестнице и сходить с нее приставным шагом с поддержкой, держась за перила; учить легко влезать на диван, стул, спускаться на пол; подпрыгивать на двух ногах.
- Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: удерживать мяч двумя руками, бросать мяч вверх и вперед; скатывать мяч с горки; развивать моторику кистей и пальцев, побуждая детей выполнять более тонкие действия с предметами (мелкие вкладыши).
От 2 лет до 2 лет 6 месяцев
- Развитие общей моторики: учить подниматься по лестнице и сходить с нее чередующимся шагом, держась за перила; удерживать равновесие при ходьбе по доске, лежащей на полу; менять темп: ходьбу на бег; бегать семенящим шагом; перешагивать через несколько препятствий чередующимся шагом; учить ходить на носочках.
- Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: учить ловить мяч с близкого расстояния, удерживать мяч одной рукой; продолжать развивать координированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.
От 2 лет 6 месяцев до 3 лет
- Развитие общей моторики: подпрыгивать на одной ноге; выполнять задания и упражнения, сопровождающиеся рифмованной речью взрослого («ручки вверх мы поднимаем, ручки вниз мы опускаем»); играть со взрослым в подвижные игры: «Догоню-догоню», «Догони мяч», «Зайчики прыгают», «Пройдем по следочкам», «Лошадки».
- Развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук: учить бросать мяч в горизонтальную цель; ловить мяч с близкого расстояния; нанизывать крупные бусины на шнурок.
Основным содержанием педагогического процесса являются физические упражнения, а также игры для формирования двигательных навыков и способностей: общеразвивающие упражнения, а также упражнения для развития основных движений.
- Художественно-эстетическое развитие
Задачи художественно-эстетического развития в раннем возрасте:
- Развитие музыкального восприятия, положительного эмоционального отклика на мелодии, различные по своему характеру (веселые, быстрые, бодрые, спокойные, грустные, медленные, нежные). Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на музыку в совместной со взрослым деятельности (пение-подпевание, движения, действия с музыкальными игрушками, музыкальными инструментами).
- Знакомство детей с художественной литературой (стихами, народными песенками, потешками, сказками), приучение слушать и понимать ее. Развитие интереса к произведениям малых фольклорных форм. Повторение детьми стихов, сказок, прочитанных или рассказанных взрослыми.
- Формирование умения рассматривать картинки (предметные, сюжетные) и иллюстрации в книгах, где изображение максимально приближено к оригиналу. Использование картинок, книг в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и взрослыми.
- Воспитание у ребенка интереса к разным видам изобразительной деятельности (рисованию, лепке). Обучение простейшим способам изображения в рисунке, лепке; техническим навыкам рисования карандашами, красками.
От 1 года до 1 года 6 месяцев
- Приобщать ребенка к слушанию вокальной и инструментальной музыки. Учить эмоционально различно реагировать на плясовую и спокойную мелодии. Стимулировать активность детей при «подпевании» отдельных звуков, слогов. Развивать умение выполнять под музыку различные движения: хлопать в ладоши, махать рукой, погремушкой, притоптывать, слегка приседать, приплясывать. Учить извлекать звуки из шумовых инструментов (ударять в бубен, барабан, стучать по клавишам детского пианино).
- Читать и рассказывать ребенку художественные произведения. Приучать детей слушать и понимать короткие, доступные по содержанию стихи, потешки, сказки (до 3 минут). Заинтересовывать детей этим процессом. Сопровождать чтение (рассказывание) показом игрушек, картинок, действий. Учить рассматривать книгу вместе со взрослым; хлопать рукой по картинке и показывать изображенное в книжке.
От 1 года 6 месяцев до 2 лет
- Учить эмоционально различно реагировать на пение, музыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
- Развивать слуховое восприятие веселой и спокойной музыки. Формировать умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, дудочка). Помогать понимать содержание песенки. Учить ходить под музыку, формировать умение выполнять музыкально-ритмичные плясовые движения («пружинка», «притоптывание ногой», «похлопывание в ладоши», «помахивание погремушкой», «повороты кистей рук»).
- Приучать детей слушать хорошо знакомые художественные произведения с наглядным сопровождением и без него (до 5 минут). Сопровождать чтение и рассказывание показом игрушек и картинок. Учить повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и выполнять несложные действия, о которых говорится в нем. Учить рассматривать книгу вместе со взрослым; указывать пальцем на картинку и показывать изображенное в книжке.
От 2 лет до 2 лет 6 месяцев
- Эмоционально заинтересовывать музыкой, пением, малыми фольклорными формами, подвижными играми, проявлять к ним дифференцированное отношение. Развивать у детей музыкальную память. Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения. Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух), на котором взрослый исполнял мелодию. Стимулировать самостоятельную активность детей при пении (звукоподражание, подпевание слов). Совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно. Учить чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями («мишка идет», «зайка прыгает», «птичка летает»).
- Приучать детей слушать стихи, сказки (5—10 минут). Учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Учить детей договаривать слова, фразы при чтении взрослым знакомых стихотворений.
- Вызывать у детей интерес к действиям карандашами, фломастерами, кистью, красками. Формировать представление о том, что карандашами, фломастерами, красками рисуют. Учить держать мелок, карандаш. Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге. Учить следить за движением карандаша по бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.
- Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластилином. Знать, что из пластилина можно лепить, что он мягкий. Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, соединять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).
От 2 лет 6 месяцев до 3 лет
- Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, понимать и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона). Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом). Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Совершенствовать двигательные умения ходить и бегать на носках, выполнять под музыку плясовые движения в кругу, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
- Учить детей слушать внимательно стихотворение или сказку (10 минут и более). Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе взрослого. Предлагать детям воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как девочка ест суп», «Покажи, как зайка прыгает»). Побуждать рассматривать книги самостоятельно.
- Учить дополнять нарисованное изображение характерными недостающими деталями. Осознанно повторять ранее получившиеся штрихи, линии, пятна, формы. Учить различать цвета карандашей, правильно называть их. Учить рисовать разные линии в рамках листа (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам. Учить детей рисовать предметы округлой формы. Учить держать карандаш и кисть свободно. Учить называть то, что рисует.
- Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней (шарик, яблоко, ягода), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье). Раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить несложные предметы.