Система ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

«Очень важно развитие ранней помощи “особенным” детям. Чем раньше такой ребенок получает помощь, тем больше шансов, что он будет ходить в обычный детский сад, обучаться в обычной школе.  В идеале кор­рекционная помощь должна начинаться практически сразу после рождения, как только могут быть выявлены соответствующие проблемы. 

И здесь в разной мере, последовательно изменяя процентное соотношение, обязательно должны присутст­вовать три услуги: медицинская, образовательная и социальная.

…Чрезвычайно важно не утра­тить особые принципы дея­тельности коррекционной педагогики, в том числе для самых маленьких»   Л. И. Швецова

Проблема ранней комплексной помощи детям с ограни­ченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их социальной адаптации в общество является в настоящее время чрезвы­чайно актуальной в области образования и здравоохранения. Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ — это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специаль­ного образования.

В настоящее время в практику все больше входит ранняя диагностика отклонений развития у детей. К сожалению, на деле коррекция нарушений познавательной и речевой деятель­ности у детей в большинстве случаев начинается только в дошкольном возрасте (после 3—5 лет), когда уже сформирован стойкий патологический стереотип психических и речевых нарушений. При этом оказывается упущенным сензитивный (наиболее благоприятный) период развития психики и речи, который приходится на первые три года жизни ребенка.

Малыш и его родители

Все родители мечтают вырастить здорового и умного ре­бенка. Для этого они делают все, что только могут — кормят, одевают своего малыша, покупают ему много красивых и до­рогих игрушек, стараются найти лучших специалистов для консультаций и занятий.

Именно родители — самые главные, Добрые, любящие и внимательные педагоги ребенка на протяжении всей его жизни!

Первый год жизни ребенка — это особенно важный пери­од, когда основным источником его развития являются близ­кие взрослые. Чаще всего малыш видит маму и папу, иногда общается только с ними. Именно благодаря их усилиям и заботе он делает первые шаги, про­износит первые слова. С каждым днем роди­тели убеждаются, что ре­бенок обладает поистине огромными возможностя­ми. В здоровом ребенке природой заложено стремление к познанию и исследо­ванию окружающего мира. Ребенку нужно помочь развить и реализовать свои потенциальные возможности! Не нужно жалеть времени на общение с малышом. Скоро все труды принесут долгожданные плоды в виде его успехов. Не стоит ждать, пока ребенок станет старше и с ним начнут занимать­ся педагоги. Родители должны сами научиться правильно об­щаться, играть, развивать своего малыша, соблюдая разум­ную требовательность и настойчивость. Все, чему родители и педагоги научат ребенка, станет фундаментом его дальнейших побед.

Воспитание ребенка на первом году жизни — радостное, приятное, но очень трудное и ответственное занятие. Именно первые годы жизни чрезвычайно важны в развитии ребенка. В этот период в центральной нервной системе происходят стремительные изменения. Ничего подобного в последующие годы не повторится. Поэтому заботиться о нервно-психиче­ском развитии ребенка нужно с рождения, а занятия с ребен­ком начинать буквально с первых недель и месяцев его жизни.

Ребенок рождается совершенно беспомощным. Единственным средством для его выживания являются находящиеся рядом близкие.

Мать и отец вносят свои особенности в общение с малы­шом; поэтому важно, чтобы они оба участвовали в его воспи­тании. Именно родители ухаживают за малышом, общаются с ним, знакомят его с миром людей и предметов, делают его жизнь приятной и интересной. Важно окружать его любовью, теплом, спокойствием и доброжелательностью, организовы­вать соответствующий возрасту и состоянию здоровья малыша распорядок дня, последовательную смену режимных моментов, чередуя сон, питание и бодрствование в целях гармонич­ного психофизического развития.

 

Календарь развития ребенка

Показатели развития к 1 году 6 месяцам:

Познавательное развитие

Зрительное восприятие: рас­сматривает и узнает предметы и игрушки. Различает знакомые предметы и игрушки на однопред­метных картинках. Трогает руками собственное отражение в зеркале.

Слуховое восприятие: смот­рит в сторону называемого близко­го человека. Адекватно реагирует на просьбы взрослого.

Деятельность: Идет усвоение назначения и способа употребления окружающих предметов, то есть осуществляет предметные действия (ставит кубик на кубик; снимает коль­ца со стержня пирамидки и надевает; катает машинку).

Социальное развитие

Охотно вступает в эмоциональный контакт. Имитирует действия взрослого с предметами быта («говорит» по теле­фону, нажимает на пульт телевизора). Помогает убирать игрушки. Подносит ложку ко рту, самостоятельно снимает обувь.

Речевое развитие

Импрессивный словарь (понимание обращенной речи) ребенка быстро растет, легко устанавливается связь между предметами, действиями и их словесным обозначением. Ма­лыш по звуковому облику слова выделяет близких, понимает названия многих часто называемых предметов, игрушек, дей­ствий; выполняет простые речевые инструкции и разученные ранее действия. К полутора годам связи между предметом и
словом в сознании ребенка становятся более прочными. Он начинает точнее обобщать предметы, группирует по просьбе взрослого однородные объекты; начинает выполнять действия только по слову, без наглядного подкрепления (показом).

Активный словарный запас постепенно приближается к 30—40 словам, среди них много лепетных, облегченных слов (ма-ма, па-па, ба-ба, ля-ля, ам-ам, би-би). Ребенок изъясня­ется номинативными предложениями. При этом .(‘продолжает много и эмоционально лепетать. Легко подражает часто слы­шимым звукосочетаниям. Словами пользуется в основном в момент сильной заинтересованности, удивления, радости, до­полняя их выразительными жестами, мимикой, интонациями. Некоторые слова начинают принимать обобщенный характер.

Физическое развитие

Общая моторика: Ходит самостоятельно. При ходьбе ча­сто перебирает ножками (почти бегом). Изменяет положение тела при ходьбе — присаживается, наклоняется, поворачива­ется. Залезает на предмет и слезает с него.

Функции рук: Хватает мелкие предметы вытянутым ука­зательным и большим пальцами. Стучит двумя предметами друг о друга. Вынимает предметы из ящика и кладет их обрат­но. Переворачивает страницы в книге.

Показатели развития к 2 годам

Познавательное развитие

Зрительное восприятие: Соотносит (сличает) игрушку и предметную картинку («дай такой»). Сличает предметы по цвету, величине, форме.

Слуховое восприятие: Хорошо слышит, реагирует и различает звуки окружающей действительности.

Деятельность: Использует предметы по функциональ­ному назначению. Выполняет соотносящие действия (с мат­решкой, кубиками-вкладышами), а также процессуальные действия.

Социальное развитие

Наблюдает за другими детьми, вовлекается в параллель­ную игру. Самостоятельно ест твердую пищу. Формируются навыки опрятности. Учится контролировать физиологические потребности. Частично одевается (натягивает шапку).

Речевое развитие

Ребенок начинает понимать речь взрослого, не подкреп­ленную ситуацией. Ему доступен смысл целых предложений о событиях и явлениях из его личного опыта. К двум годам ма­лыш способен понять небольшой рассказ без иллюстраций, что свидетельствует о более прочной связи слов с обозначаемыми ими предметами и действиями. Начинает возникать сло­весная регуляция его деятельности.

Ребенок интенсивно овладевает активной речью. Чув­ственный опыт, накопленный ранее, постепенно начинает пе­реводиться в речевой план. Активный словарь употребляемых слов быстро растет и к концу второго года жизни увеличивает­ся до 300—400 слов. На смену облегченным словам приходят общеупотребительные. Ребенок часто повторяет за взрослы­ми слова и фразы, как осознанно, так и механически. При об­щении он начинает использовать простые фразы (сначала из двух, а потом из трех слов). Слова претерпевают грамматиче­ские трансформации. Речь ребенка эмоциональна и интонаци­онно более выразительна, она становится средством общения, а также выполняет сопроводительную функцию в процессе жизнедеятельности.

Физическое развитие

Общая моторика: Совершенствуется чувство равнове­сия. Перешагивает через препятствия. Ходит по лестнице приставным шагом, держась за перила. Бьет ногой по мячу. Сидит на корточках. Залезает на горку. Встает на цыпочки, де­лает несколько шагов на носочках.

Функции рук: Надевает кольца на стержень. Строит баш­ню из четырех кубиков. Крутит ручку музыкальной шкатулки. Разрывает бумагу. Откручивает и закручивает крышку флако­на. Вставляет шнур в отверстие крупной бусины.

Показатели развития к 2 годам 6 месяцам

Познавательное развитие

Зрительное восприятие: Рассматривает сюжетные кар­тинки. Выделяет (выбирает) по слову и называет предметы по цвету, форме, величине. Складывает пирамидку по образцу. Конструирует из кубиков по подражанию. Подбирает по об­разцу основные геометрические фигуры в разнообразном ма­териале.

Слуховое восприятие: Хорошо слышит шепотную речь и адекватно реагирует на нее. Любит слушать стихи, сказки, пе­сенки.

Деятельность: Переносит усвоенный способ действия на новые предметы. Воспроизводит ряд игровых действий. Формируется конструк­тивная деятельность

Социальное развитие

Охотно вступает в контакт со сверстниками. Поддерживает элемен­тарный диалог. При об­щении с посторонними проявляет различную ре-

акцию. Осваивает свою собственность. Выполняет простую работу по дому. Контролирует физиологические потребности. Моет и вытирает руки. Умеет одеваться.

Речевое развитие

Интенсивно развивается понимание обращенной к ребен­ку речи. Теперь с малышом можно обсуждать не только собы­тия, происходящие в данный момент времени, но и прошлые, а также будущие. Он начинает понимать смысл предложений, раскрывающих эти события. Постепенно речь становится не только средством общения со взрослым в самых различных ситуациях, но и важнейшим средством познания окружающе­го мира. Успешно развивается умение обобщать предметы по существенным признакам.

Ребенок легко повторяет и усваивает новые слова, сло­восочетания, предложения. У него развивается способность выражать словами свои чувства, мысли, впечатления. В речи все чаще появляются вопросы («Почему? Когда? Где? Зачем? Кто пришел? Куда пойдем?»). Это говорит о том, что ребенок начинает устанавливать связи и взаимозависимости между предметами в различных ситуациях. Увеличивается количество слов в предложении, но сложные предложения не всегда вер­но грамматически построены. Речь ребёнка становится основ­ным средством общения не только со взрослыми, но и с деть­ми. Начинает развиваться планирующая функция речи, когда ребенок вербализует свои дальнейшие действия. В речи от­ражается большой спектр эмоций, который постоянно расши­ряется.

Физическое развитие

Общая моторика: Хорошо бегает. Может подпрыгнуть на месте на двух ногах. Перелезает через препятствие. Может кататься на трехколесном велосипеде.

Функции рук: Рисует горизонтальные, вертикальные ли­нии, круг; строит башню из восьми кубиков; делает несколько надрезов ножницами; делает колбаску из пластилина; бросает теннисный мячик, подняв руку над головой; складывает лист бумаги, сгибая его посередине.

Показатели развития к 3 годам

Познавательное развитие

Зрительное восприятие: Соотносит, выбирает и назы­вает предметы по цвету, форме, величине. Складывает разрез­ную картинку.

Слуховое восприятие: По издаваемому звуку предметов, называет объекты, находящиеся вне поля зрения (лай соба­ки, шуршащая бумага).

Социальное развитие

Способен осуществлять более сложные коммуникатив­ные акты: соблюдать правила игры, выполнять более сложные инструкции взрос­лого. Появляются пер­вые навыки различного стиля общения со взрос­лыми и сверстниками. Осознает свой пол. Ори­ентируется в быту. Кон­тролирует туалет в те­чение дня. Застегивает пуговицы, кнопки.

Речевое развитие

Развивается способность понимать рассказы взрослых о событиях и явлениях, которые не были пережиты самим ре­бенком, но отдельные элементы которых ранее непосредст­венно им воспринимались.

В активный словарь ребенка входят все части речи, кроме причастий и деепричастий. Словарь интенсивно обогащается и к концу третьего года достигает 1 200—1 500 слов. Ребенок может говорить сложными фразами, при этом появляются придаточные предложения, часто аграмматичные. Отвечая на вопросы взрослого, малыш может рассказать об увиденном несколькими отрывочными предложениями, передать содер­жание ранее услышанных сказки или рассказа, как по картин­ке, так и без нее. Он может воспроизвести содержание речи взрослого, непосредственно к нему не обращенной. Обычно ребенок легко воспроизводит услышанные стихи и песенки.

Физическое развитие

Общая моторика: Ходит по лестнице переменным шагом без опоры. Бежит с координацией «рука-нога». К 3 годам под­прыгивает на одной ноге.

Функции рук: Ловит мяч обеими руками с близкого рас­стояния. Нанизывает бусины на шнур. Режет ножницами; на­клеивает картинку на бумагу.

Признаки неблагополучия в развитии ребенка

У детей с ограниченными возможностями здоровья могут быть нарушены различные «линии развития» — познаватель­ное, социальное, речевое и физическое развитие. Это крайне неоднородная группа детей. При этом могут отмечаться мно­говариантные разноуровневые специфические сочетания на­рушений различных функциональных систем.

Очень важно следить за темпом психомоторного развития ребенка. Для своевременного обнаружения отставания в раз­витии следует сравнивать достижения малыша с возрастными нормативами (см. «Календарь развития ребенка»).

Психомоторное развитие детей, которые родились с про­блемами здоровья, может не соответствовать указанным в ка­лендаре показателям. Не следует очень сильно паниковать. Выявленные проблемы в развитии часто могут быть устране­ны с помощью своевременного создания специальных разви­вающих условий среды, применения особых методов и прие­мов воспитания. Важно вовремя обратиться за помощью к педиатру, неврологу, врачу лечебной физкультуры, а также специальному педагогу.

При наблюдении за темпом общего развития ребенка не­обходимо помнить, что своевременное появление тех или иных возрастных достижений развития зависит от целого ряда факторов:

  • общего состояния здоровья малыша;
  • полноценного систематического эмоционального обще­ния взрослого с ребенком;
  • наличия развивающих условий предметно-простран­ственной среды;
  • соответствия режима дня и педагогической нагрузки возрасту и индивидуальным особенностям здоровья и психики ребенка;
  • продуманной организации детской активности в период бодрствования.

Родителям очень полезно вести «Дневник развития» ре­бенка, в котором можно делать записи и пометки о его успе­хах, достижениях, а также проблемах малыша.

Не все дети имеют одинаковые темпы психомоторного развития. На каждом возрастном этапе одни линии развития формируются быстрее, а достижения в других могут запазды­вать. Небольшое отставание в развитии определенных умений по сравнению с нормативами развития ребенка часто может не являться симптомом заболевания или отклонения. Однако необходимо зафиксировать этот факт и уделить особое внима­ние активному применению средств педагогического воздей­ствия для активизации темпа психического развития.

При отсутствии положительной динамики в общем разви­тии ребенка в течение месяца показано обследование ребенка у специалистов: педиатра, невролога и специального педаго­га. С их помощью обнаруживается причина отставания, опре­деляются пути восстановления здоровья и темпа психомотор­ного развития. Специальный педагог (дефектолог) в процессе психолого-педагогической диагностики определит структуру и степень выраженности нарушений развития у ребенка (по ос­новным «линиям развития»). Он выявит уровень актуального развития, его соответствие паспортному возрасту ребенка, а также потенциальные возможности развития. Специалисты дадут родителям советы по преодолению не только возникших психолого-педагогических, но и медицинских проблем (назна­чат и проведут курс массажа, лечебной физкультуры, медика­ментозное лечение и т. д.).

Признаки отставания в социально-эмоциональном развитии

  • Ребенок не может или редко (лишь на мгновение) фик­сирует взгляд на лице матери (смотрит как бы «сквозь»);
  • остается пассивным и безразличным в ответ на эмоцио­нальное общение с ним близкого взрослого;
  • трудности приспособления к рукам матери;
  • задержка в появлении улыбки и/или отсутствие ее на­правленности на близкого взрослого;
  • не испытывает интереса к лицу матери и других близких взрослых, не смотрит в глаза, отводит свой взгляд от ли­ца взрослого, не различает выражения лица матери;
  • имеет выраженное своеобразие в формировании привя­занности (сверхсильная привязанность к одному лицу, кратковременное выделение одного лица при резком не­приятии остальных членов семьи);
  • не умеет выражать собственное эмоциональное состоя­ние;
  • не откликается на обращение близких взрослых.

При наличии вышеперечисленных особенностей социаль­но-эмоционального развития у детей необходимо обратиться к педиатру, неврологу, специальному педагогу, психологу.

Признаки отставания в развитии зрительного восприятия

  • Ребенок не закрывает, щурит глаза при ярком источнике света;
  • не может или редко (лишь на мгновение) фиксирует взгляд на предмете, лице взрослого;
  • не прослеживает взором за движением игрушек и пред­метов или следит фрагментарно (после 3 месяцев);
  • поведение и мимика ребенка не меняются при виде ма­тери и близких людей (не появляется реакция оживле­ния в ответ на ласковый разговор близких);
  • не испытывает интереса к игрушкам, предметам, своим рукам, не изучает их взглядом;
  • у ребенка отмечается неодинаковое движение глазных яблок (вправо, влево, вверх, вниз).

При наличии вышеперечисленных особенностей форми­рования зрительных ориентировочных реакций и зрительного восприятия у детей необходимо обратиться к педиатру, оф­тальмологу, специальному педагогу (тифлопедагогу).

Признаки отставания в развитии слухового восприятия

  • У ребенка не отмечается моргание, вздрагивание на не­ожиданный резкий громкий звук;
  • не наблюдается или слабо выражено слуховое сосредо­точение;
  • не отмечается поиск невидимого источника звука (после 3 месяцев), ребенок не поворачивает голову в сторону раздражителя (после 4 месяцев);
  • одинаково реагирует на все звуки окружающей среды, не узнает голоса матери;
  • не появляется лепет, голосовые модуляции, изменение интонации голоса, отсутствует подражание голосу взрос­лого (после 6 месяцев);
  • ребенок не начинает понимать обращенную к нему речь: не находит по слову близких предметы, не выполняет простые действия (после 9—10 месяцев).

При наличии вышеперечисленных особенностей форми­рования слуховых ориентировочных реакций и слухового вос­приятия у детей необходимо обратиться к педиатру, отоларин­гологу, специальному педагогу (сурдопедагогу).

Признаки отставания в двигательном развитии

  • Ребенок не овладевает произвольными движениями: в положении лежа на животе не поднимает голову, не удерживает ее (после 3 месяцев) или удерживает голову непродолжительное время; не опирается на руки (руки под грудью);
  • не может свободно поворачивать голову в разных на­правлениях;
  • имеет вынужденное положение головы (только в одну сторону);
  • не может самостоятельно изменить положение тела или испытывает трудности при этом (не поворачивается на бок и на живот) после 6 месяцев;
  • не ползает после 7 месяцев, самостоятельно не сидит (сидит только с поддержкой) после 8 месяцев;
  • не стоит самостоятельно или стоит на пальцах ног, а не на полной стопе; не передвигается у опоры к 12 месяцам;
  • не может захватить игрушку, держит кулачки сжатыми;
  • не может удержать игрушку и выполнить простые мани­пуляции с ней (после 5 месяцев);
  • совершает с игрушкой только простые, стереотипные манипуляции (после 9—10 месяцев).

При наличии данных особенностей в двигательном разви­тии у детей необходимо обратиться к неврологу, врачу и ин­структору лечебной физкультуры, ортопеду, специальному пе­дагогу, логопеду.

Признаки отставания в познавательном развитии

  • Ребенок не испытывает потребность в контакте с близ­кими взрослыми: не изменяет поведения на руках у взрос­лого, не успокаивается при звучании голоса матери;
  • в ответ на эмоциональное общение взрослого с ребен­ком отсутствует улыбка или она вызывается с трудом; эмоциональные реакции (после 3 месяцев жизни) оста­ются бедными, маловыразительными;
  • «комплекс оживления» не появляется (к 3 месяцам) или возникает редко и на непродолжительное время;
  • не изучает окружающие его предметы взглядом, остается пассивным в период бодрствования;
  • не различает близких и чужих людей;
  • отсутствует потребность во взаимодействии со взрос­лым, стремление к подражанию его действиям с пред­метами;
  • нет потребности самостоятельного изучения окружаю­щего;
  • действует с игрушками однообразно, не учитывает их назначения и свойства: стучит, трясет, тянет в рот, сосет, бросает (после 9 месяцев).

При наличии вышеперечисленных особенностей познава­тельного развития у детей необходимо обратиться к невроло­гу, специальному педагогу (дефектологу), психологу.

Признаки отставания тв доречевом развитии

  • У ребенка крик отсутствует или он слабый, непродол­жительный, однообразный (в первые недели и месяцы жизни); отсутствуют голосовые реакции или они бедные, однообразные; звуки, издаваемые ребенком, тихие, не­четкие, с носовым оттенком;
  • ребенок плохо сосет, во время сосания молоко подтекает из угла рта;
  • отмечается более позднее начало дифференцированных голосовых реакций и их неполноценность; гуление от­сутствует или проявляется на более поздних сроках; на­блюдаются бедность его интонационной выразительно­сти и однообразие звуков (к 4 месяцам);
  • лепет отсутствует или редкий, без четкой интонационной выразительности, звуки однообразные, монотонные, ре­бенок не повторяет слоги (после 6 месяцев);
  • не появляется подражательная голосовая активность или она крайне низкая; ребенок не произносит отдельных лепетных слов (соот- несенно) и звукоподражаний (к году).
Основные направления психолого-педагогической работы в раннем возрасте
  1. Социально-коммуникативное развитие детей

Задачи социально-коммуникативного развития в раннем возрасте:

  • Развитие различных форм общения и взаимодействия ребенка со взрослым (стимуляция стремления продлить эмоциональный, жестово-мимический, речевой контакт, включение ребенка в практическое сотрудничество). Формирование готовности к совместной деятельности и общению со сверстниками.
  • Формирование эмоциональной отзывчивости детей, со­переживания, воспитание у них доброжелательного от­ношения к близким.
  • Формирование навыков самообслуживания и опрятно­сти.

От 1 года до 1 года 6 месяцев

  • Учить эмоционально по-разному реагировать на знако­мого или незнакомого взрослого.
  • Учить подражать невербальным средствам общения взрослых (мимике, выразительному взгляду, движениям) и использовать их, дополняя ими собственную речь. Сти­мулировать появление социально значимых мимики и жестов (махать рукой, хмурить брови, целовать).
  • Учить радоваться получению результата от предметных действий, выполненных взрослым или самостоятельно.
  • Учить проявлять интерес к действиям и играм других детей.
  • Учить пить из чашки и держать ложку в кулачке, доно­сить до рта густую пищу с помощью взрослого. Вытирать руки, лицо полотенцем после умывания. Формировать умение проситься на горшок; отрицательно относиться к нарушению опрятности.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

  • Учить проявлять яркие эмоции при общении с близкими (мимика, выразительный взгляд, движения). Учить при общении с взрослым и сверстниками использовать эмо­ционально окрашенные возгласы (звукоподражания и лепетные слова) для привлечения внимания.
  • Развивать взаимодействие с окружающими: обращать­ся к взрослому в затруднительных ситуациях, вступать в контакт с ровесниками. Наблюдая за другими детьми, вовлекаться в параллельную игру.
  • Учить сопровождать предметные и игровые действия мимикой, «высказываниями»; адекватно относиться к указаниям: «Собери игрушки», «Это можно», «Этого нельзя», «Хорошо», «Плохо».
  • Имитировать работу по дому, демонстрируя функцио­нальные действия.
  • Учить самостоятельно пить из чашки, есть густую и по­лужидкую пищу с небольшой помощью взрослого. Учить самостоятельно раздеваться (снимать шапку, носки, об­увь) и частично одеваться (натягивать шапку, вдевать ноги в туфли). Учить умываться (тереть ладони, лицо), вытираться полотенцем с помощью взрослого. Контро­лировать физиологические потребности (заранее сооб­щать взрослому характерным жестом или словом).

От 2 лет до 2 лет 6 месяцев

  • Учить привлекать внимание взрослого или ребенка в процессе общения.
  • Учить различать эмоциональные состояния человека. Учить познавать окружающее через свои эмоциональ­ные ощущения («больно», «горячо», «холодно», «кра­сиво»).
  • Играть возле детей, время от времени вступая с ними в контакт; соблюдать очередность под руководством взрослого. Учить играть рядом со сверстниками одина­ковыми игрушками. Отстаивать свою собственность.
  • Помогать в простой работе по дому.
  • Учить самостоятельно пить из чашки, не проливая; есть ложкой полужидкую и жидкую пищу (с небольшой по­мощью взрослого). Учить снимать штанишки и кофту; расстегивать кнопки, застежку «молния», большие пуго­вицы; обувать ботинки, надевать носки, трусы, штаны (с небольшой помощью взрослого). Знать место хранения одежды, игрушек, книг и других вещей. Обращать вни­мание на грязное лицо, руки. Контролировать свой стул; показывать жестами или словами, что хочет в туалет.

От 2 лет 6 месяцев до 3 лет

  • Учить эмоционально положительно относиться к раз­влечениям, играм.
  • Развивать эмоциональную память в знакомых бытовых ситуациях. Учить эмоционально предвосхищать резуль­таты собственных действий и действий взрослого.
  • Формировать тактильно-эмоциональные и речевые спо­собы выражения привязанности. Учить сопереживать, сочувствовать плачущему ребенку, пожилому человеку, бережно относиться к животным, растениям (по примеру взрослого, по собственной инициативе).
  • Учить избегать опасности.
  • Учить выполнять простую работу по дому.
  • Учить самостоятельно пить и есть любую пищу. Разде­ваться полностью, включая пуговицы и «молнию»; оде­ваться с небольшой помощью взрослого. Учить пользо­ваться носовым платком (при напоминании). Контро­лировать свой стул, ходить в туалет под руководством взрослого, спускать воду в туалете.
  1. Познавательное развитие

Задачи познавательного развития в раннем возрасте:

  • Формирование познавательной активности, мотивации к деятельности, развитие интересов детей, целенаправ­ленности и настойчивости действий.
  • Стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухо­вого, тактильно-кинестетического восприятия); расши­рение и обогащение сенсорного опыта детей. Формиро­вание первичных представлений о свойствах и отноше­ниях объектов окружающего мира (форме, цвете, раз­мере, материале, части и целом, количестве).
  • Формирование предметной деятельности в процессе освоения соотносящих и орудийных действий, а также предпосылок игровой деятельности, способности произ­вольно включаться в деятельность.
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Развитие интереса к окружающему миру, знаний об окружающем, понима­ния обращенной речи.
  • Формирование наглядно-действенного мышления.

От 1 года до 1 года 6 месяцев

  • Формировать познавательный и игровой интерес.
  • Формировать операции сравнения на уровне сличения: цвета предметов, одинаковых по форме и величине; двух форм («мяч», «кубик») предметов, одинаковых по цвету и величине; двух контрастных величин (большой-маленький) предметов, одинаковых по цвету и форме.
  • Формировать выполнение предметных (взаимосвязан­ных прямых и обратных) действий с дидактическими игрушками: снятие и нанизывание на стержень пира­мидки из 5—6 больших колец без учета величины; разбирание и собирание игрушки из двух частей (матрешка, бочонок, яйцо).
  • Учить вкладывать квадратные и круглые вкладыши большого размера в соответствующие отверстия доски форм (совместными действиями).
  • Учить решать несложные практические задачи.
  • Учить строить башню из 3—4 кубиков, домик из кубика и призмы.
  • Учить правильно использовать предметы в зависимости от ситуации. Формировать подражание действиям взрос­лого («стирать», как мама; «читать», как папа).
  • Учить тянуть машинку за веревочку, толкать, катать.
  • Учить рассматривать предметные картинки вместе со взрослым, показывать (выделять по слову) и по возмож­ности называть изображенные предметы и лица («По­кажи, где …?», «Кто это?», «Что это?»).
  • Формировать представление о неизменности существо­вания предмета: находить частично спрятанную игрушку, полностью спрятанную игрушку.
  • Учить убирать препятствия, мешающие достичь желан­ной игрушки.
  • Привлекать внимание детей к предметам, сделанным из разных материалов, издающим различное звучание (ти­хое и громкое), в том числе разнотембровым музыкаль­ным игрушкам.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

  • Формировать ориентировку на уровне сличения, выделе­ния по слову, по возможности — называния: в 2—4 цве­тах (красный, желтый, зеленый, синий); в 2—3 контраст­ных формах (шар — куб, кубик — кирпич, шар — при­зма — кирпич); в 2—3 величинах (большой, маленький).
  • Учить выполнять предметные действия с дидактически­ми игрушками:
  • учить собирать пирамидку из 2 (потом из 3) колец кон­трастных размеров на стержне с помощью взрослого после показа, затем самостоятельно;
  • развивать элементарные соотносящие (продуктив­ные) действия при формировании умения разбирать и собирать двухместные (далее трехместные) дидакти­ческие игрушки (матрешку и другие вкладыши) после показа;
  • учить подбирать соответствующие детали-вкладыши при выборе из двух, затем из трех форм; подбирать к коробкам крышки аналогичной формы (круглой, квад­ратной, треугольной) совместными действиями, пока­зом.
  • Обучать функциональному назначению игровых и быто­вых предметов. Учить подражать функциональным дей­ствиям близкого взрослого. Учить самостоятельно вос­производить действия с предметами, разученные ранее; одинаковые действия с разными игрушками. Формиро­вать выполнение процессуальных действий с сюжетны­ми игрушками (баюкать куклу, катать машину).
  • Учить подбирать однородные предметы к образцу.
  • Конструировать по образцу из 2 элементов (подражая взрослому, выполнять простые постройки из строитель­ного материала, палочек). Складывать разрезную кар­тинку из 2 частей.
  • Учить находить предметы на картинке, показывать, ис­пользуя указательный жест. Подбирать к картинкам со­ответствующие предметы. Развивать понимание просто­го сюжета на картинке. Отвечать на вопросы: «Где?», «Кто это?», «Что это?», «Что делает?».
  • Продолжать знакомить с предметами, издающими раз­личные звуки.

От 2 лет до 2 лет 6 месяцев

  • Расширять дифференцировку цвета, формы, величины предметов. Сличать, выделять по слову и называть цвет, форму, величину предметов: ориентироваться в 4—5 цве­тах; соотносить конфигурацию объемной геометриче­ской фигуры с плоскостным изображением, наклады­вать на образец; ориентироваться в четырех величинах одного предмета (большой — маленький — поменьше — побольше).
  • Учить собирать одноцветные пирамидки из 4—5 колец, располагая их по убывающей величине (с помощью взрослого); разбирать и собирать трехместную матреш­ку и кубики-вкладыши.
  • Учить подбирать и вкладывать различные по форме вкладыши в соответствующие отверстия доски форм («почтовый ящик»).
  • Раскладывать однородные предметы в зависимости от их цвета, формы, величины.
  • Конструировать по образцу из 3 элементов; учить вос­производить несложные постройки после показа по об­разцу. Складывать разрезную картинку из 3 частей.
  • Формировать выполнение процессуальных действий с сюжетными игрушками (нагружать кубики в кузов ма­шины и разгружать их; качать и катать коляску с кук­лой).
  • Приучать класть или ставить предмет в нужное место.
  • Раскладывать парные карточки по соответствующим картинкам (типа «Лото»).
  • Указывать на отдельные элементы рисунка в книжке, соотносить предметную картинку и ее изображение на сюжетной картинке.

От 2 лет 6 месяцев до 3 лет

  • Совершенствовать дифференцировки при действиях с предметами и дидактическими игрушками, постепенно переходя от практических проб, затем к примериванию и далее к действиям в мысленном плане. Учить исполь­зовать имеющийся опыт, действовать по представле­нию.
  • Развивать умение сортировать предметы по цвету (4— 6 вариантов); закреплять практическое умение действо­вать с предметами различных форм и размеров.
  • Учить собирать разноцветную пирамидку из 4—5 колец самостоятельно после показа, 4-местную матрешку, ку­бики-вкладыши.
  • Выстраивать по росту однородные предметы.
  • Продолжать обучение подбирать и вкладывать различ­ные по форме вкладыши в соответствующие отверстия доски форм («почтовый ящик»).
  • Формировать выбор предмета с ориентировкой на 2 свой­ства одновременно.
  • Конструировать по образцу: строить несложные соору­жения из 4—5 деталей конструктора, складывать разрез­ную картинку из 3—4 частей.
  • Учить видеть сюжет картинки («Что девочка кушает?», «Что мальчик надевает?», «На чем девочка катается?»).
  • Учить объединять предметы и картинки в пары по функ­циональному признаку из 2 вариантов («Чем играют?», «Что едят?»).
  • Развивать предметно-игровые действия (элементы сю­жета: причесывание, раздевание и одевание куклы, укладывание ее спать; строительство гаража для маши­ны).
  • Учить распознавать вес, фактуру, температуру предме­тов (тяжелый-легкий, холодный-горячий).
  • Формировать у детей элементарные математические представления: познакомить с понятиями «один — мно­го»; учить различать количество предметов «много» и «один», «много» и «мало»; формировать группы одно­родных предметов.
  • Речевое развитие

Задачи речевого развития в раннем возрасте:

  • Развитие понимания обращенной к ребенку речи.
  • Формирование собственной речевой активности, учиты­вая этапы речевого развития (лепетные, общеупотре­бительные слова и звукоподражания, простые фразы из 2—3 слов, неразвернутая (упрощенная) структурно нару­шенная фраза, развернутая фраза с лексико-граммати­ческими недостатками). Поэтапное развитие лексическо­го и грамматического строя речи, звуковой и интонаци­онной культуры речи, фонематического слуха.
  • Развитие потребности в речевом общении, формирова­ние любых невербальных и вербальных средств комму­никации (жестовых, мимических, голосовых, звукопро­износительных, речевых). Овладение речью как сред­ством общения.

От 1 года до 1 года 6 месяцев

Развитие понимания обращенной к ребенку речи:

  • Учить понимать названия знакомых игрушек, часто упо­требляемых окружающих предметов обихода; знать име­на близких взрослых. Учить понимать и по слову взрос­лого находить и показывать в естественных условиях и на картинке игрушки, предметы одежды, посуды. Учить понимать и показывать по просьбе взрослого некоторые части лица (рот, глаза, уши) и тела (руки, ноги, голову) у себя, у взрослого, у образной игрушки. Учить понимать слова, обозначающие действия и некоторые простые бытовые ситуации (раздеваться, одеваться, умываться, гулять, сидеть, лежать, качать).
  • Обучать выполнять по просьбе взрослого разученные ранее действия («ладушки», «до свидания», «понюхай цветочек», «покачай лялю», «поцелуй маму», «птички летают»). Учить детей понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровожда­ет свои действия, показ игрушек (кукла идет «топ-топ», зайка скачет «прыг-прыг», машина гудит «би-би»). Выполнять простые речевые инструкции и поручения взрослого, связанные со знакомыми действиями: дай, найди, принеси, пей, ешь.
  • Учить слушать и понимать простые потешки, стихи, пе­сенки.

Развитие активной речи:

  • Учить произносить звукоподражания (имитировать зву­ки по просьбе взрослого — «лаять», «пищать», «гудеть», «каркать»). Учить произносить лепетные (облегченные), легкие по звуковому составу слова, соотнося их с близки­ми взрослыми, предметами, действиями по подражанию, по просьбе взрослого. Стимулировать соотнесенное упо­требление слов и звукоподражаний (в индивидуальном произношении): в момент радости, при удивлении, при констатации знакомых явлений, в процессе двигатель­ной активности, в процессе выполнения предметных действий.
  • Стимулировать замену облегченных слов общеупотреби­тельными (полными). Совершенствовать умение детей подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам. Пополнять активный словарь названиями известных ча­сто выполняемых действий (спи, иди, упал, возьми, ка­тай, качай, подними, ползи, беги).
  • Учить детей отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что это?» (в реальной ситуации и по картинке).
  • Учить произносить по подражанию простые фразы из двух слов, связывая два облегченных слова в предложе­ние («да пи» — «дай пить»; «утя кя-кя» — «утка кря- кря»; «зая пыг-пыг» — «зайка прыгает»). Формировать умение выражать просьбы, желания, впечатления ко­роткими предложениями из 2, потом из 3 слов. Учить подражать часто слышимым словам, фразам взрослого.
  • Учить детей сопровождать речь мимикой, жестами, дви­жениями, имеющим значение дополнительного слова. Развивать речевое общение, побуждать переходить от общения с помощью жестов и мимики к общению с по­мощью доступных речевых средств.
  • Учить называть изображенные на картинке знакомые предметы в статическом положении, а также в действии.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

Развитие понимания обращенной к ребенку речи:

  • Расширять запас понимаемых слов. Учить показывать на предметы и игрушки по просьбе взрослого. Закреп­лять умение понимать слова, обозначающие предметы обихода, их назначение, цвет, размер, местоположение. Называть детям цвет предметов (красный, желтый, зе­леный, синий), размер (большой, маленький), форму (кубик, шар, кирпичик, крыша-призма). Учить понимать слова, обозначающие способы передвижения животных (летает, бегает, прыгает), голосовые реакции (мяукает, лает, гогочет), способы передвижения человека (идет, бежит), его действия (стирает, моет, подметает).
  • Учить названия частей лица и тела, показывать их.
  • Учить понимать смысл предложений. Учить выполнять более сложные речевые инструкции и знакомые быто­вые действия по просьбе взрослого («помоги маме», «обними бабушку», «пожалей папу»); выполнять двух­ступенчатую инструкцию («возьми зайку и отнеси ма­ме»; «подними куклу и покачай ее»; «нагрузи кубики в машину и отвези их в гараж»).
  • Помогать детям запоминать и выполнять цепочку разво­рачивающихся действий (взять мыло, вымыть руки с мы­лом и вытереть их и др.).
  • Уметь выбирать из нескольких (2—3) предметов или картинок то, что нужно: постепенно учить выполнять просьбу: «Дай мне … и …!». Уметь выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предме­тов или выражающие состояние: «Дай большой мяч», «Возьми красный кубик», «Поставь на стол чистую чашку».
  • Показывать на себя в ответ на вопрос: «Где (имя ре­бенка)?».
  • Понимать значение предлогов на, под, в.
  • Развивать понимание короткого рассказа о знакомых со­бытиях.
  • Учить различать неречевые звуки (бубен, колокольчик).

Развитие активной речи:

  • Стимулировать и поощрять замену звукоподражатель­ных слов общеупотребительными (вместо ав-ав — со­бака, мяу-мяу — киса, га-га — гусь, би-би — машина, ля-ля — кукла). Учить правильно произносить общеупо­требительные слова. Учить обозначать словом свои или чьи-либо действия.
  • Расширять активный словарь детей: учить называть предметы, их назначение, состояние людей, использо­вать существительные, глаголы, прилагательные; пра­вильно употреблять местоимения (я, ты, мне), наречия (там, туда), предлоги (в, на, под).
  • Формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинке; узнавать и называть на картинке людей разного пола и возраста, а также их действия.
  • Учить использовать в общении простые фразы из 2—3 облегченных или общеупотребительных слов. Раз­вивать потребность детей в речевом общении.
  • Учить подражать часто слышимым словам, фразам взрослого. Побуждать произносить по подражанию но­вые слова, предложения из двух — трех слов. Учить детей отвечать простой фразой на понятные вопросы взросло­го: «Кто это?», «Что это?», «Что делает?» (в реальной ситуации и по картинке).
  • Учить договаривать последние слова знакомых стихов и песенок.
  • Побуждать обращение к взрослым и сверстникам («по­проси», «поблагодари», «предложи», «посмотри, кто пришел и скажи мне»).

От 2 лет до 2 лет 6 месяцев

Развитие понимания обращенной к ребенку речи:

  • На основе расширения ориентировки детей в ближай­шем окружении развивать понимание обращенной речи. Учить понимать слова, обозначающие состояние (чи­стый, грязный), местоположение предмета (здесь, там, высоко, низко), временные (сейчас) и количественные (один и много) отношения; способы питания (клюет, лакает, грызет), а также слова, характеризующие его настроение, состояние (испугался, плачет, смеется).
  • Формировать обобщенные представления о предметах и действиях. Учить узнавать и показывать знакомые пред­меты независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и желтый); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кормить можно куклу, мишку, зайку, собачку).
  • Приучать детей внимательно слушать и воспринимать рассказ взрослого (педагога). Учить понимать короткий рассказ (без показа действий) о знакомых событиях «о том, что делал на прогулке».
  • Учить названия частей лица и тела (около 10) и показы­вать их по просьбе взрослого.
  • Уметь выбирать по слову взрослого из 2—8 предметов или картинок с изображением продуктов, животных, ме­бели, одежды. Учить выполнять просьбу: «Дай мне … и …!» (2 предмета из 4 и из тех, что находятся в комнате).
  • Выполнять по слову взрослого разные действия с пред­метами; имитировать действия людей и движения жи­вотных («походи как медвежонок», «попрыгай как зай­чик»). Уметь выполнять указания, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или выражающие состояния: выбрать длинный или короткий, твердый или мягкий предмет.
  • Постепенно учить выполнять 2—3 поручения (возьми, отнеси, положи).
  • Учить отбирать из группы предметов одинаковые: «такой же», «не такой», «одинаковые».
  • Развивать грамматический строй речи: распознавать множественное число существительных; различать при­тяжательные местоимения; распознавать частицу не; различать местоимения его, ее, я, ты. Понимать пред­ложно-падежные конструкции с предлогами «из», «за», «у», «с».
  • Учить различать высоту голоса, речевые звуки («кто тебя позвал?»).

Развитие активной речи:

  • Развивать активный словарь детей, обогащать его:
  • существительными, обозначающими названия игру­шек (кукла, утка, собака, зайка, мяч), предметов лич­ной гигиены (полотенце, расческа), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка), транспортных средств (машина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детены­шей.
  • глаголами, обозначающими трудовые действия (сти­рать, гладить, подметать, лечить поливать); действия, противоположные по значению (открывать-закры- вать, снимать-надевать, брать-класть); действия, ха­рактеризующие взаимоотношения людей (помочь, по­жалеть, подарить, обнять), эмоциональное состояние людей (плакать, смеяться, радоваться);

— прилагательными, обозначающими цвет, форму, вели­чину, вкус, температуру предметов (красный, зеленый, сладкий, кислый, горький, холодный, горячий).

  • Способствовать развитию речи, как средства обще­ния. Стимулировать речевое общение со сверстника­ми и взрослыми, давая детям разнообразные поруче­ния («Загляни в раздевалку и позови тетю Машу», «Попроси Таню дать тебе машинку»).
  • Учить называть предметы и действия на картинке (по просьбе взрослого, самостоятельно).
  • Стимулировать детей употреблять усвоенные слова и фразы в самостоятельной речи.
  • Учить детей задавать вопросы.
  • Учить договаривать четверостишия в знакомых стихах, подпевать.

От 2 лет 6 месяцев до 3 лет

Развитие понимания обращенной к ребенку речи:

  • Учить ребенка слушать и понимать задаваемые ему во­просы.
  • Учить слушать и понимать небольшой рассказ о знако­мых событиях без наглядного сопровождения, понимать простые («что?», «кто?», «что делает?») и более слож­ные вопросы («во что одет?», «что везет?», «на чем едет?», «почему девочка плачет?»).
  • Учить выбирать из нескольких предметов или картинок необходимые: отбирать предметы, относящиеся к поня­тию «игрушки», «пища», «животные», «одежда», «ме­бель», «посуда», «фрукты».
  • Учить выполнять сложные речевые инструкции. Учить выполнять по просьбе взрослого инструкции, в которых есть слова, обозначающие признаки предметов или вы­ражающие состояние (выбирать длинный и короткий, твердый и мягкий предмет).
  • Развивать грамматический строй речи: учить различать единственное и множественное число глаголов; пони­мать префиксальные отношения (глаголы с различны­ми приставками); предложно-падежные конструкции с предлогами — «по, до, над, через, около, перед».

Развитие активной речи:

  • Учить употреблять прилагательные, местоимения, пред­логи, наречия. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в буду­щем и прошедшем времени, изменять их по лицам, ис­пользовать в речи предлоги (в, на, под, у, за, из, с).
  • Учить детей использовать в речевом общении фразовую речь. По просьбе взрослого повторять несложные фра­зы, состоящие из 2—4 слов.
  • Развивать диалогическую форму речи детей: учить отве­чать на вопросы взрослого, а также задавать вопросы, употреблять некоторые вопросительные слова («кто?», «что?», «где?», «почему?).
  • Учить сопровождать речью предметно-игровые и быто­вые действия.
  • Учить рассказывать об изображенном на картинке, о но­вой игрушке, о событиях из личного опыта.
  • Учить договаривать и произносить целые четверостишия в знакомых стихах, подпевать.
  • Развивать фонетический строй речи. Учить отчетливо произносить изолированные гласные и согласные звуки (кроме свистящих, шипящих и сонорных), правильно воспроизводить звукоподражания, слова и несложные фразы (из 2—4 слов). Развивать артикуляционную мото­рику, речевое дыхание, голос, просодику, слуховое вни­мание.
  1. Физическое развитие

Задачи физического развития в раннем возрасте:

  • Обеспечение охраны и укрепления здоровья детей, пол­ноценного физического развития, организации рацио­нального режима дня (питания, сна, предметной деятель­ности, психологического комфорта, закаливания орга­низма).
  • Стимуляция общей двигательной активности, развитие основных движений (ходьбы, лазанья, бега, прыжков), сохранение устойчивого положения тела, координации движений, ориентировки в пространстве, формирование чувства «схемы собственного тела», соотнесения своих движений с окружающими предметами и движениями других детей и взрослых, чувства ритма.
  • Развитие функциональных возможностей кистей и паль­цев рук, зрительно-моторной координации, манипуля­тивных функций.
  • Развитие артикуляционной моторики.

От 1 года до 1 года 6 месяцев

  • Развитие общей моторики: учить ходить самостоятельно (прямо); устойчиво стоять, приседать, наклоняться, по­ворачиваться, пятиться; перешагивать через препят­ствия на полу; подниматься на лесенку детской горки приставным шагом с поддержкой ; учить ходить по доске, лежащей на полу; самостоятельно садиться на стул, ска­меечку; спускаться с лестницы приставным шагом с под­держкой.
  • Развитие функциональных возможностей кистей и паль­цев рук: учить поднимать руки вперед, вверх, в стороны, отводить за спину (стоя, сидя, лежа); учить бросать мяч вниз; учить шевелить пальцами, вращать кистями рук; при захвате маленького предмета использовать большой палец с одной стороны и остальные с другой (в «клещи»); захватывать предмет «грабельками», «щепотью», «пин­цетом».

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

  • Развитие общей моторики: учить хорошо самостоятель­но ходить (прямо, по кругу, огибая предметы); подни­маться по лестнице и сходить с нее приставным шагом с поддержкой, держась за перила; учить легко влезать на диван, стул, спускаться на пол; подпрыгивать на двух ногах.
  • Развитие функциональных возможностей кистей и паль­цев рук: удерживать мяч двумя руками, бросать мяч вверх и вперед; скатывать мяч с горки; развивать мото­рику кистей и пальцев, побуждая детей выполнять более тонкие действия с предметами (мелкие вкладыши).

От 2 лет до 2 лет 6 месяцев

  • Развитие общей моторики: учить подниматься по лест­нице и сходить с нее чередующимся шагом, держась за перила; удерживать равновесие при ходьбе по доске, ле­жащей на полу; менять темп: ходьбу на бег; бегать семе­нящим шагом; перешагивать через несколько препят­ствий чередующимся шагом; учить ходить на носочках.
  • Развитие функциональных возможностей кистей и паль­цев рук: учить ловить мяч с близкого расстояния, удер­живать мяч одной рукой; продолжать развивать коорди­нированные движения рук и тонкие движения кончиков пальцев.

От 2 лет 6 месяцев до 3 лет

  • Развитие общей моторики: подпрыгивать на одной ноге; выполнять задания и упражнения, сопровождающиеся рифмованной речью взрослого («ручки вверх мы подни­маем, ручки вниз мы опускаем»); играть со взрослым в подвижные игры: «Догоню-догоню», «Догони мяч», «Зайчики прыгают», «Пройдем по следочкам», «Ло­шадки».
  • Развитие функциональных возможностей кистей и паль­цев рук: учить бросать мяч в горизонтальную цель; ло­вить мяч с близкого расстояния; нанизывать крупные бусины на шнурок.

Основным содержанием педагогического процесса явля­ются физические упражнения, а также игры для формирова­ния двигательных навыков и способностей: общеразвиваю­щие упражнения, а также упражнения для развития основных движений.

  1. Художественно-эстетическое развитие

Задачи художественно-эстетического развития в раннем возрасте:

  • Развитие музыкального восприятия, положительного эмоционального отклика на мелодии, различные по сво­ему характеру (веселые, быстрые, бодрые, спокойные, грустные, медленные, нежные). Побуждение детей к эмоциональной отзывчивости на музыку в совместной со взрослым деятельности (пение-подпевание, движе­ния, действия с музыкальными игрушками, музыкаль­ными инструментами).
  • Знакомство детей с художественной литературой (сти­хами, народными песенками, потешками, сказками), приучение слушать и понимать ее. Развитие интереса к произведениям малых фольклорных форм. Повторение детьми стихов, сказок, прочитанных или рассказанных взрослыми.
  • Формирование умения рассматривать картинки (пред­метные, сюжетные) и иллюстрации в книгах, где изобра­жение максимально приближено к оригиналу. Исполь­зование картинок, книг в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и взрослыми.
  • Воспитание у ребенка интереса к разным видам изобра­зительной деятельности (рисованию, лепке). Обучение простейшим способам изображения в рисунке, лепке; техническим навыкам рисования карандашами, крас­ками.

От 1 года до 1 года 6 месяцев

  • Приобщать ребенка к слушанию вокальной и инстру­ментальной музыки. Учить эмоционально различно реа­гировать на плясовую и спокойную мелодии. Стимули­ровать активность детей при «подпевании» отдельных звуков, слогов. Развивать умение выполнять под музыку различные движения: хлопать в ладоши, махать рукой, погремушкой, притоптывать, слегка приседать, припля­сывать. Учить извлекать звуки из шумовых инструмен­тов (ударять в бубен, барабан, стучать по клавишам дет­ского пианино).
  • Читать и рассказывать ребенку художественные произ­ведения. Приучать детей слушать и понимать короткие, доступные по содержанию стихи, потешки, сказки (до 3 минут). Заинтересовывать детей этим процессом. Со­провождать чтение (рассказывание) показом игрушек, картинок, действий. Учить рассматривать книгу вместе со взрослым; хлопать рукой по картинке и показывать изображенное в книжке.

От 1 года 6 месяцев до 2 лет

  • Учить эмоционально различно реагировать на пение, му­зыку, художественное слово (эмоциональное узнавание).
  • Развивать слуховое восприятие веселой и спокойной му­зыки. Формировать умение различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (барабан, дудочка). Помогать понимать содержание песенки. Учить ходить под музыку, формировать умение выполнять му­зыкально-ритмичные плясовые движения («пружинка», «притоптывание ногой», «похлопывание в ладоши», «помахивание погремушкой», «повороты кистей рук»).
  • Приучать детей слушать хорошо знакомые художествен­ные произведения с наглядным сопровождением и без него (до 5 минут). Сопровождать чтение и рассказыва­ние показом игрушек и картинок. Учить повторять вслед за взрослым некоторые слова стихотворного текста и вы­полнять несложные действия, о которых говорится в нем. Учить рассматривать книгу вместе со взрослым; указы­вать пальцем на картинку и показывать изображенное в книжке.

От 2 лет до 2 лет 6 месяцев

  • Эмоционально заинтересовывать музыкой, пением, ма­лыми фольклорными формами, подвижными играми, проявлять к ним дифференцированное отношение. Раз­вивать у детей музыкальную память. Вызывать радость от восприятия знакомого музыкального произведения. Помогать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух), на котором взрос­лый исполнял мелодию. Стимулировать самостоятель­ную активность детей при пении (звукоподражание, под­певание слов). Совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их самостоятельно. Учить чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действиями («мишка идет», «зайка прыгает», «птичка летает»).
  • Приучать детей слушать стихи, сказки (5—10 минут). Учить слушать художественное произведение без нагляд­ного сопровождения. Учить детей договаривать слова, фразы при чтении взрослым знакомых стихотворений.
  • Вызывать у детей интерес к действиям карандашами, фломастерами, кистью, красками. Формировать пред­ставление о том, что карандашами, фломастерами, крас­ками рисуют. Учить держать мелок, карандаш. Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге. Учить следить за движением карандаша по бумаге. Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами.
  • Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пласти­лином. Знать, что из пластилина можно лепить, что он мягкий. Учить детей отламывать комочки пластилина от большого куска, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями, лепить палочки, колбаски, сое­динять концы палочки, плотно прижимая их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.).

От 2 лет 6 месяцев до 3 лет

  • Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать, выполнять простейшие танцевальные дви­жения. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, понимать и эмоционально реагировать на содержание. Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металло­фона). Вызывать активность детей при подпевании и пе­нии, стремление внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с педагогом). Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать фор­мировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым. Учить детей начи­нать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием. Совершенствовать двигательные умения ходить и бегать на носках, выполнять под музыку плясо­вые движения в кругу, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
  • Учить детей слушать внимательно стихотворение или сказку (10 минут и более). Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. При­общать детей к рассматриванию рисунков в книгах, по­буждать их называть знакомые предметы, показывать их по просьбе взрослого. Предлагать детям воспроизводить действия (движения) персонажа («Покажи, как девочка ест суп», «Покажи, как зайка прыгает»). Побуждать рассматривать книги самостоятельно.
  • Учить дополнять нарисованное изображение характер­ными недостающими деталями. Осознанно повторять ра­нее получившиеся штрихи, линии, пятна, формы. Учить различать цвета карандашей, правильно называть их. Учить рисовать разные линии в рамках листа (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, пла­точкам, дорожкам, ручейкам. Учить детей рисовать пред­меты округлой формы. Учить держать карандаш и кисть свободно. Учить называть то, что рисует.
  • Учить раскатывать комочек глины круговыми движения­ми ладоней (шарик, яблоко, ягода), сплющивать комо­чек между ладонями (лепешки, печенье). Раскатывать комок пластилина прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу. Учить лепить несложные предметы.

Свяжитесь с нами

Звоните +7 (34676) 2-55-60
или воспользуйтесь виртуальной приемной.

Наш адрес:
628284, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г.Урай, м-он 3, д.48
Email: ds19@edu.uray.ru

Отправить письмо →